«Золотая коллекция» «золотого века»
25 апреля участники международного бизнес-клуба «Деловое партнерство» посетили выставку «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции». Её появление в России, в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, вызвало огромный интерес.
Это и понятно. Интерес к «золотому веку голландской живописи» объясняется не только мастерством и новаторством художников из Нидерландов, но и тем, что все картины выставки были представлены в России впервые. Это работы из коллекции американского предпринимателя Томаса Каплана и его жены Дафны Реканати-Каплан – амбициознейшего культурного проекта, начатого всего 15 лет назад. Помимо картин великих мастеров «голландского золотого века» – Рембрандта Харменса ван Рейна и Яна Вермеера Делфтского на выставке представлены полотна Яна Ливенса (коллега Рембрандта по гильдии святого Луки), Геррита Дау (ученик), Яна Стена (последователь) и других представителей этого периода. В Лейденской коллекции 14 картин Рембрандта и два его рисунка.
Не зря голландцы называют Томаса Каплана послом Рембрандта. Кроме того, например, в Лейденской коллекции находятся единственная картина Вермеера, что осталась в частном владении («Девушка за вёрджинелом»), и единственное полотно Карела Фабрициуса в частных руках «Явление ангела Агари» (рядом с картиной Вермеера организаторы выставили вёрджинел (разновидность клавесина XVI века) из Российского национального музея музыки). Картины Вермеера и Фабрициуса — среди 82 шедевров Лейденской коллекции, прибывших в Москву. И мы не смогли упустить уникальную возможность увидеть их, поскольку творения мастеров не представлены в собраниях российских музеев.
По словам куратора коллекции Лары Ягер-Красселт: «Голландский золотой век был одним из наиболее выдающихся периодов в истории искусства, поскольку он был не только плодотворным, но и невероятно художественным и изобретательным. Лейденская коллекция является своего рода окном в это время, и она не имеет аналогов».
Выставка Лейденской коллекции в ГМИИ им. А.С. Пушкина позволяет воочию увидеть связи, соперничество, уроки, страстный поиск своего пути в искусстве 20-летнего Рембрандта и его современников. На одной стороне Белого зала мы увидели автопортрет Яна Ливенса: темпераментно написанный, дерзкий, почти вызывающий. На другой – автопортрет Рембрандта: с затемненными глазами, с эффектами «игры» тени и света, но подчеркнуто сосредоточенный, внимательный. Между ними – копия автопортрета Рембрандта в восточном наряде, выполненная Изаком де Яудервилем. Экзотические костюмы, сильные эмоции, контрасты тени и света – ощущение, что эти юные 20-летние уже на старте готовы были соревноваться и с Караваджо и со своими учителями. Вот эта энергия золотого XVII века живет и дышит в картинах голландских мастеров. Мир частного человека, неколебимость приватной свободы и достоинство труда оказываются тут важнейшими ценностями.
Знакомя нас с многообразной панорамой выставки, экскурсовод подробно рассказывал о работах современников Рембрандта – его учителях Питере Ластмане, друге и коллеге Яне Ливенсе, с которым они делили в Лейдене одну мастерскую. Пульс и вкус времени ярко отражали работы Геррита Дау, одного из первых и самых известных учеников Рембрандта, а также Франса ван Мириса Старшего, Герарда Терборха, Габриэла Метсю.
Прекрасным дополнением коллекции явились два рисунка с изображениями животных. Один из них, на котором представлен молодой лев, принадлежит руке Рембрандта, другой, «Голова медведя», — Леонардо да Винчи.
Мы получили огромное удовольствие от знакомства с удивительной по художественной значимости подборкой произведений старых голландских мастеров XVII столетия, увидев практически все аутентичные живописные произведения Рембрандта, которые изредка появлялись на международном антикварном рынке на протяжении последних 15 лет.