Как покинуть свою клетку?

О роли ограничительных установок в блокировании обучения и развития читателям рассказывает Зоя Иванова - кандидат экономических наук (мировая экономика), консультант, бизнес-тренер, Executive-Coach, автор программ по внедрению инструментов коучинга в управление, развитию лидерства, эмоционального интеллекта, кросс-культурной компетентности, конфликт-менеджменту, интеллектуальному тимбилдингу.
 
РОЛЬ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК  В БЛОКИРОВАНИИ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Если вы откроете дверь в соседнее помещение, чтобы посмотреть своими глазами, нет ли там бассейна, вы быстро убедитесь, что его там нет, и заглядывать туда в поисках бассейна уже не будете, если только:
- там вдруг не начнется грохот, свидетельствующий о больших переменах,
- вы не уедете на годик-другой, и тогда, после возвращения, не заглянете туда случайно снова, чтобы лично выяснить, не изменилось ли что там за время вашего отсутствия.

Почему? Вы уже знаете из своего предыдущего личного жизненного опыта, что такая штука, как бассейн, в одночасье в соседнем помещении не появится, для этого нужна капитальная реконструкция, которая займет месяцы, если она вообще возможна. Но если вам год или два от роду, и взрослые сказали, что бассейн вот-вот появится, вы, возможно, будете заглядывать туда каждую минуту, вызывая их радостный смех, или окрик, после чего перестанете открывать эту дверь навсегда. Со временем конкретное неприятное воспоминание забудется, а вот навык не заглядывать, не спрашивать, не проявлять любопытство и инициативу  останется.

Предположим, вы ждете появления Ивана Петровича и заглядываете в соседнюю комнату,  лично проверяя, не появился ли он, а к вам приходит Иван Никифорович и спрашивает, кого это вы там высматриваете, после чего сообщает уверенным тоном, что Иван Иванович не появится, потому что он сегодня улетел в Рим.

При этом он:

1. Действительно точно знает это, так как сам отвез Ивана Петровича в аэропорт, лично посадил его в самолет, лично закрыл дверь самолета, проследил, чтобы он оттуда не выскочил тайком, видел, как самолет взлетел и взял направление на Рим (тут, по крайней мере, ясно, что Иван Петрович куда-то полетит, и подождал в течение часа, чтобы быть уверенным, что самолет не развернулся, и Петрович не вернулся. И если с самолетом ничего не произойдет, и его не захватят террористы, то он приземлится в Риме, но уж точно не в вашем кабинете в ближайшую пару часов.
2. Слышал, что Иван Петрович улетел сегодня в Рим (что еще ничего не сообщает наверняка о его фактическом месте нахождения),
3. Слышал, что Петрович куда-то «полетел» (к клиенту) и решил, что полетел он в Рим, потому что ему самому туда хочется.
4. Видел, что Петрович ехал в аэропорт (провожал коллегу) и решил, что он летит в Рим,
5. Просто ввел вас в заблуждение (из своих соображений, возможно даже, «в ваших интересах»).

Таким образом, переданная Иваном Никифорычем информация может на 1/5 соответствовать действительности, и на 4/5 может и не соответствовать или даже противоречить ей.

Как вы поступите? Примите эту информацию на веру, или будете перепроверять? Как будете проверять? Какие у вас есть для этого возможности? Какие возможности были у вас в раннем детстве и более позднее время для проверки той информации, на которой вы строили свои суждения, оценки, интерпретации, правила поведения, вошедшие затем в плоть и кровь?
Будете ли вы продолжать заглядывать в соседнюю комнату или перестанете это делать, положившись на слова другого человека - из удобства, или потому, что у вас нет другого выхода, или вы решили, что другого выхода нет, или потому, что вы преклоняетесь перед  авторитетом человека, давшего вам информацию, но который может ошибаться или даже намеренно вводить вас в заблуждение?

Наши представления и твердые установки, которые мы вырабатываем в течение жизни и которые служат нам основой усвоенной картины мира (что, несомненно, необходимо для жизненной устойчивости), священной коровой, жизненным ориентиром, мерилом оценки собственного поведения и поведения других людей, могут основываться на:

- неточной, неполной, односторонней информации,
- непроверенной информации,
- ложной информации.

Учиться – это значит, осваивать и усваивать новую информацию, а это иногда означает, что нужно отказаться от прежней информации, что как бы говорит нам:

- мы чего-то не знаем (то есть как будто мы не в порядке), а это может быть неприятно и весьма огорчительно,
- новая информация идет в разрез с имеющейся у нас, то есть своя прежняя, заветная информация требует корректировки или замены на новую (а своим привычным жалко или даже страшно поступаться, на это были затрачены силы, и зачем менять, если оно и так правильное?),
- надо развивать новые, нередко непривычные мыслительные навыки, а это требует немалых затрат энергии, особенно поначалу (как регулярные походы в тренажерный зал).

Что делать? Самое простое и распространенное – найти аргументы в пользу того, что новая информация должна быть проигнорирована, так как:

- ценности не представляет,
- лично нам не подходит, потому что…(аргументы всегда найдутся, особенно, если их искать),
- «неправильная» по определению.

То, что данная реакция, ограничивающая поиск вариантов и свободу выбора, есть детская реакция защиты в ответ на прошлый негативный опыт столкновения и попыток усвоения нового, в голову не приходит и прийти не может (на то она и защитная реакция). Любой стресс (а изменение – это стресс) вызывает возрастную регрессию и активизацию защитных реакций.
 
При этом нам редко приходит в голову, что на эти упражнения в отрицании может уходить не меньше времени и сил, чем на постижение нового, при этом освоенная территория мозга продолжает оставаться ограниченной. Навык «упереться на достигнутом» и «не сдавать позиции», наверное, востребован в американском футболе, где игрокам за это деньги платят.  На что мы тратим силы – на то, чтобы ходить кругами и упираться, или на то, чтобы двигаться? Вопрос серьезный.

В своей книге «Магия мозга и лабиринты жизни» Наталья Бехтерева пишет о том, что при  любом обучении наряду с позитивными возможностями развития в мозге неизбежно формируются и необходимые ограничения, которые могут становиться и чрезмерными, выступая в роли табу. Эти ограничения работают посредством детекции ошибок, через формирование детекторов ошибок, то есть запретов на те или иные действия, которые квалифицируются как ненужные или вредные и вызывают страх.
 
Когда активность такого детектора становится чрезмерной (что сопровождается повышенной тревожностью и потребностью в сверхконтроле), то детектор ошибок превращается в детерминатор ошибок, то есть, вместо полезного слуги - в злого хозяина, препятствуя выходу в новизну, прорыву через известные догмы и законы, преодолению сформированных ограничений, полученных, в том числе, и в традиционном обучении.

Детекция ошибок в обычном среднестатистическом мозге формируется в ходе индивидуального развития и существенно оберегает человека от раздумий в стереотипных, тривиальных ситуациях в ходе обычной жизни. Такая автоматизация алгоритмов поведения необходима (в том числе, и стереотипы) – она экономит время, избавляет от ненужных раздумий в стандартных ситуациях (как ходьба, вождение автомобиля и т.д.). Делать что-то новое – это все равно, что  сойти с привычной колеи, и означает - на время потерять эффективность. Другое поведение, другие способы решения задач нередко обнажают внутренние конфликты, которые человек не готов решать. На рациональном уровне к проторенным дорогам бывает просто невозможно подобраться, они надежно защищены и нередко сильнее, чем разумные намерения.

Как именно ограничительные установки проявляются в процессе развития и обучения?

Существует распространенная иллюзия, что человек хочет совершенствоваться, обретать новые навыки, что-то улучшать и т.д. Во время кризиса необходимость изменений возрастает многократно. Казалось бы – вперед! Но процесс изменений почему-то проходит с трудом.

Полезной информации вокруг предостаточно, но почему так трудно принять хорошие советы? Почему человек первым делом ищет обоснования того, что к нему (к его ситуации) это не подходит? Почему ссылается на обстоятельства, людей, нехватку ресурсов, настроение, наконец?

Человек не видит другой альтернативы, он ее отсеивает, отфильтровывает. Теоретически альтернативы всегда есть, но они не реализуются. Внешняя информация тщательно фильтруется, при этом неосознанно отбирается, одобряется и называется «правильным» то, что укладывается в привычную картину мира. Остальное отсекается, как ненужное, неважное, неактуальное, не приносящее результата и т.д. Как будто существование закона земного тяготения может отменяться в связи с возрастом человека, его окружением, внешностью и жизненной ситуацией.

В итоге место того, чтобы выяснить – а так ли это невозможно? а так ли это трудно? что может помочь? - начинается игра с защитными реакциями по известному типу:

- ОБЕСЦЕНИВАНИЕ (типичная отговорка - «к моей/нашей ситуации это не подходит»)
- РЕЗИГНАЦИЯ/ ОТКАЗ («у меня не получится, у меня не хватит навыков, у меня не хватит воли...»)
- УСКОРЕНИЕ («а нельзя ли побыстрей, что-то результата не видно, наверное, это неподходящий путь»)
- ОТРИЦАНИЕ («это все не про меня»).

Что можно делать?

1. Решить для себя вопрос – а правда ли я хочу что-то изменить?
2. В чем будет состоять результат, который я получу при помощи нового поведения?
3. Что поможет мне измениться:
А) - давление извне (называемое в народе «пинок под зад»)
Б) - моя внутренняя мотивация на изменения (оно позволит принять желаемое направление изменения, в отличие от пинка, где направление движения зависит не от нас, а от того, кто его дает)?

Когда желание изменения – это только видимость, то человек может изощряться в играх, диктуемых защитными реакциями. Профессор Гарвардского университета Крис Аргирис назвал это «искусством культивирования незнания», которое оттачивают многие люди, проявляя при этом невероятную изобретательность.

А если изменения неизбежны, но сопротивление им велико, то можно попробовать:

1. Понять свои защитные реакции и относясь к ним с интересом и уважением (в конце концов, они изо всех сил нас от чего-то защищают), перестать их отрицать, а спокойно изучать и учиться с ними сотрудничать, ибо, будучи отрицаемы, они вредят исподтишка, как все те, которые хотят как лучше, а их не замечают или борются с ними. Потому и получается «как всегда» вместо «как лучше».

2. Путем глубинного наблюдения над собой понять суть своих истинных потребностей и барьеров, отмечая особенности своего поведения в разных ситуациях и отвечая на вопросы:
- Каковы мои настоящие намерения?
- Как они реализуются или блокируются?
- Насколько хорошо я представляю себе результат изменений и пользу от них?
- Что будет со мной, если я изменю свое поведение?
- Как при этом изменится мое восприятие себя?
- Насколько важно для меня, как изменится отношение других людей ко мне и их восприятие меня? И как оно изменится?
- Чего я боюсь, если изменю свое поведение?
- Что произойдет, когда я изменю свое поведение?

При этом важно заниматься не столько сложными логическим рассуждениями, а отмечать те чувства и ощущения, которые приходят в голову (т.н. метод свободных ассоциаций) – и отмечать их (вести дневник наблюдений). Это может быть непривычно, а потому делать нередко не хочется («не поможет, не подходит к моей ситуации, и далее по списку), но если хочется меняться в желаемом направлении – то важно просто начать это делать.

Новое поведение должно проложить себе дорогу.

Причем, совершенно буквально, то есть выражаясь языком нейрофизиологии – должны возникнуть новые нейронные связи. Для этого нужны – концентрация и осознавание. Как при игре на рояле – при разучивании новой мелодии нужно для начала нажимать на нужные клавиши и запоминать, какие и в какой последовательности, прежде чем придет легкость исполнения.

Нужно вводить новые ритуалы – и просто выполнять их, отмечая и наблюдая за тем, что возникает внутри, приходящие ощущения и образы. Например:

- Начать делегировать! Когда опять хочется все сделать самой, потому что «объяснять дольше», поймать себя на этом привычном желании и сказать себе «стоп». Поймать ощущения, которые при этом возникают и понять, о чем они на самом деле (это может быть потребность ощущать свою незаменимость, или жалко тратить свое время и силы на обучение других, так как не верится, что что-то получишь от них взамен, и т.д., есть разные варианты). Найти варианты другого удовлетворения этих потребностей, а также выгоды от процесса делегирования.

Очень важны дисциплина исполнения и честность по отношению к себе. Dedication to the truth – приверженность правде - основное условие успеха, как сказал известный специалист по изменениям Пекк Скотт. Ибо как можно двигаться в желаемом направлении, если не оценивать ситуацию. свои намерения и возможности честно? Как если бы не знать, ни где ты, ни куда хочешь попасть на самом деле? В перемены нужно не играть, а делать. И практиковаться в новом постоянно и настойчиво!

И вот тогда ограничительные убеждения, как пишет Наталья Бехтерева, либо преодолеваются («злой хозяин» ликвидируется), либо формируются по принципу «не мешать» (функции «злого хозяина» ограничиваются), либо «перевоспитываются» из ограничителей – в помощников (то есть из «злого хозяина» обратно в полезного слугу или партнера, обретшего новый опыт) – по принципу «быть, но не мешать».

 

Оставьте свой комментарий:

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Чтоб оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.